Икона, перед которой вымолили Гоголя

СМС на телефон
безкоштовні SMS на телефони
Всі новини
архів новин мобільних операторів

В Полтаве после сорока лет пребывания в музейных запасниках впервые открыли миру отреставрированную реликвию.


Икона, перед которой вымолили Гоголя

В Полтаве после сорока лет пребывания в музейных запасниках впервые открыли миру отреставрированную реликвию.

Икона, перед которой вымолили ГоголяТоржества по этому случаю с участием руководства города, священников и общественности состоявшихся в воскресенье, в праздник Николая Чудотворца, в Галерее искусств, структурным подразделением которой с 1999 года стал Полтавский художественный музей. Туда еще в 1971 году по распоряжению областного управления культуры с расположенной в Диканьке знаменитой Николаевской церкви, которую в 1963 году превратили в музей атеизма, перевезли уникальную бесценную историческую реликвию - чудотворную икону святого Николая. Именно ту, к которой неоднократно приходилось иметь будущего гения Николая Гоголя Мария Ивановна в надежде родить живого и здорового сына после двух предыдущих неудачных родов, когда дети рождались мертвыми. При таком духовного «посредничества» и покровительства Николая Угодника Господь услышал ее искренние молитвы. Поэтому сына назвали Никошей-Колей, а с подаренным матерью в родной Васильевке образом небесного покровителя он уже не расставался.

Красивые легенды и печальные реалии

Вероятно, по Божьему провидению «дожила» до наших дней и та старинная икона, окутанная легендами. В одной из них говорится, якобы нашли этот образ на пеньке в лесу под Диканькой еще в XVII веке, перенесли в церковь. Однако икона внезапно исчезла и загатково оказалась на том же пеньке. Тогда решили построить церковь на месте находки. В действительности же, по мнению специалистов-искусствоведов, неизвестный художник первой половины XVIII века написал это произведение именно для иконостаса Николаевской церкви в Диканьке. К сожалению, сохранить икону для потомков хотя бы в удовлетворительном состоянии не удалось. Еще во время упомянутого перемещения реликвии к художественному музею было сделано и другой профессиональный вывод: восстановлению не подлежит.

Об экспонировании иконы с почти полностью потерянным ликом святителя и сохраненными фактически только боковыми «вкраплениями»-фрагментами изображений Христа, одежды, золотистого фона да еще и с плачевным состоянием трех досок основы также не могло быть и речи. Наконец, самого Николая Чудотворца специалисты «узнавали» уже не по рисунку, а по контурам-отпечаткам на дереве. Поэтому почти 40 лет святыня пролежало в музейных запасниках. Недавно Полтавой прокатилась даже волна слухов-предположений, отдавались и в прессе, об окончательной потере музеем «гоголевской» иконы: дескать, ее или «потеряли» при переезде в 1999 году в новопостроенное здание галереи, или продали уже позже частным коллекционерам за большие деньги.

Не «дорисовывать» - реставрировать

На самом же икона покинула свое нынешнее постоянное «помещение» только для реставрации, которую почти два года выполняли специалисты Харьковского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра. Это была поистине ювелирная работа специалистов, на которую они согласились, кстати, без отдельной платы, скорее, ради престижа. Ли не самая главная ее сложность заключалась в том, что при таких потерь первичного изображения (от оригинала на деревянном «полотне» осталось не более 15 процентов) профессиональные каноны не позволяют реставраторам «дорисовать» картину, руководствуясь собственным воображением. Поэтому они лишь сняли «лишнее». В частности, очистили от потускневшего лакового покрытия слой краски и законсервировали его вместе с досками.

Такое очищение позволило увидеть как отдельные ранее невидимые детали - тот же цепь с крестом, ленту с орнаментом на плечи святого, четче проявиться контурам хотя мысленного образа. А чтобы максимально подчеркнуть его для зрителей, те же харьковские художники - Болотин, Еременко, Погребной - решили создать копию-реконструкцию упомянутой иконы. Есть на доске аналогичного размера написали «своего» Николая Чудотворца, отражая в нем как фрагменты «Диканский» оригинала, так и известные изображения этого святого других художников. За эту работу Полтавский художественный музей заплатил им 10 тысяч гривен. Такая сумма, по словам директора Галереи искусств Ольги Курчаковой, составляет процентов 30-40 ее реальной стоимости. Ведь на копию тратили недешевые материалы, среди которых было и сусальное золото.

Как переживет святыня «стресс» многолюдье?

Отреставрированный оригинал иконы экспонировать здесь один месяц - до 19 января. Такой продолжительности выставку святыни работники галереи и городские культуртрегеры планируют сделать традиционным, ежегодным. Однако все будет зависеть от состояния иконы, собственно, от того, как она, по словам госпожи Ольги, «переживет стресс» пребывания на многолюдье. Директор галереи не исключает, что его снова придется возвращать реставраторам.

По крайней мере последние наблюдать за ней и, собственно, исследовать реликвию постоянно. Ведь главная задача для специалистов и музейщиков остается неизменным - сохранить «гоголевскую» святыню для потомков. Именно поэтому Ольга Курчакова подчеркнула: при музейного паломничества к чудотворной иконе смотрители не будут позволять посетителям прикладываться к ней, как это делается обычно в храмах. Здесь же нет ни защитного стекла, ни каких-либо условий для этого.