О голоде - языком детей

СМС на смартфон
безкоштовні SMS на смартфони
Всі новини
архів новин мобільних операторів

На помощь учителям и воспитателям упорядочен первый в Украине тематический сборник о Голодоморе «Зернышко надежды»


О голоде - языком детей

На помощь учителям и воспитателям упорядочен первый в Украине тематический сборник о Голодоморе «Зернышко надежды».

Как объяснить малышне, что состоялось в Украине в страшные 1932-33 года и при этом не травмировать детских душ? 28 ноября, согласно с указом Президента, «во всех учебных заведениях Украины проведут «Урок памяти», также состоятся тематические выставки и скорбные мероприятия». Не повторится ли в эти дни прошлогодняя ошибка многих директоров школ, завпедив и руководителей районных и областных управлений образования, когда даже младшим школьникам на протяжении «недели памяти» велели рисовать скелеты и надмогильные кресты и читать из сцены стихотворения о смерти. Как следствие, в окнах украинцев уменьшилось свеч памяти. А у школьников вместо сочувствия к своим предкам и осознанию вреда от тоталитаризма лишь усилился страх, который человек, самозахищаючись, блокирует безразличием.

Может ли быть иначе? В прошлом году Союз украинской молодежи решил посвятить теме Голодомора осенний номер детского журнала «Крылатые». Впрочем оказалось, что соответствующих материалов для детей возрастом 6-10 лет не является. Главный редактор журнала «Крылатые» Людмила Юрченко стала искать авторов. Зоя Жук (Звездная Живка), которая упорядочивает поэтические сборники христианской тематики, дала объявление в рассылку. В ответ поступило около 20 произведений современных детских писателей. Все в журнале не вместились и редакторка решила упорядочить книжку на помощь учителям и воспитателям под названием «Зернышко надежды». «Эта збирочка - попытка помочь взрослым провести ребенка через те страшные времена, не травмируя ее психики страшными подробностями и недосягаемыми для детского понимания вещами», - объясняет цель своего труда Людмила Юрченко.

В сборнике есть несколько произведений современных украинских авторов: Олеси Лесной, Оксаны Кротюк, Леси Любарской, Марины Павленко. За рекомендацией психолога, книга разделена на два раздела: в первом - сказки и стихотворения о хлебе и взаимопомощи, а во втором - рассказ и очерки о Голодоморе. В сказке Анни-марии Волосацкой «Страшный сон» рассказывается, как мальчик, который пренебрежительно относился к хлебу, увидел во сне трех ангеликив, которые были детьми и умерли от голода. Когда мальчик проснулся, то увидел, что во всех окнах светятся свечи. Пришли мама с папой и принесли ему вкусную булочку. И он положил ее круг свечечки на окне - «для ангеликив».

«Если замалчивать тему Голодомора, то активизируется лишь коллективное несознательное, с самыми сокровенными страхами народа. Переосмысление тяжелого опыта позволяет ослабить неосознанные невротичные реакции и направить развитие новых поколений в конструктивное русло», - отмечает консультант сборника «Зернышко надежды» кандидат психологических наук, декан факультета психологии Киевского института бизнеса и технологий Людмила Гридковець. Психолог отмечает, что каждое произведение сборника нуждается в определенном времени для осмысления. Следовательно, не следует читать больше одного рассказа в день. Взрослые должны обсуждать прочитанное с детьми, обращая их внимание на сохранение человечества в самых затруднительных жизненных ситуациях. Неуместными являются вопросы наподобие «Что вы узнали из рассказа о жизни украинских крестьян в 30-х гг. 20 ст.?» но «Почему голод 30-х гг. в Украине называют страшным словом «Голодомор»?» Такие вопросы активизируют исключительно информацийно-логичну сферу. И только образное воображение предоставит полученным знанием личностной значимости для ребенка. Не следует фиксировать ребенка на трагедии, а наоборот - через трагедию дать ей надежду. «Ребенок, лишенный надежды, теряет способность бороться, при этом резко ослабляется ее потенциал к достижению успеха, - напоминает госпожа Гридковець. - Вместо этого отождествляя себя с главным героем, который находит выход из сложных ситуаций и помогает требующим, ребенок усваивает не только на нормативном, но и на эмоциональном и поведенческом уровнях образцы духовно-циннисной реализации». Среди других вопросов, психолог советует ставить детям такие: «Что следует нам всем сделать, чтобы подобного не повторилось?», «Кто в современном мире голодает?», «Что я могу сделать для требующих уже сегодня?». Психолог также советует предлагать ребенку изготовить собственноручно подарок для любимого героя рассказа. Это может быть рисунок, аппликация, выпечка, вышивка. Когда подарок будет готов, следует предложить ребенку найти реального живого человека, которому бы она хотела его подарить. «Такое задание не только закрепит полученные знания, но и будет активизировать дияльнисну сферу личности, которая выведет ее из состояния инфантильного рассуждения и направит в русло конкретных действий», - убеждена Людмила Гридковець.

Завершается сборник «письмом к Богу», где ребенок может поблагодарить Всевышнего за все, что имеет, при жизни, родителей, Украину. За еду, которую имеет ежедневно и может разделить ее с теми, кто в ней нуждается. За возможность научиться видеть потребности других людей и помогать им. За большую память своего народа, за тех людей, которые, невзирая на беды, сохранили любовь к родной земле, любовь к ближним.