В трамвай - по магнитной карточке

СМС на телефон
безкоштовні SMS на телефони
Всі новини
архів новин мобільних операторів

С нового года в киевских троллейбусах и автобусах установят турникеты.


В трамвай - по магнитной карточке

С нового года в киевских троллейбусах и автобусах установят турникеты.

Вместо стихийной толпы - организованная очередь, вместо билетов, компостеров и кондукторов - магнитная карточка и турникет. Такое будущее киевским трамваям, троллейбусам и автобусам предсказывает КГГА. Уже со следующего года вход в общественного коммунального транспорта будет разрешено только через Асоп (автоматическую систему оплаты проезда). Пока «Киевпастранс» воздерживается от комментариев относительно объемов финансирования этого проекта. Но пресса подсчитала примерную стоимость запуска новой системы и узнала, почему от Асоп отказалось московское руководство после восьми лет работы.

«Уже все готово»

По указанию КГГА, уже с первого января 2011 года коммунальное предприятие «Киевпастранс» введет новую систему оплаты проезда в наземном коммунальном транспорте. Об этом на пресс-конференции журналистам сообщил заместитель директора предприятия Сергей Литвинов, добавив, что сейчас для этого уже «готово практически все».

Как рассказал господин Литвинов, Асоп предусматривает такую систему оплаты в автобусах, трамваях и троллейбусах: пассажир покупает карточку за 7 гривен и «записывает» на нее необходимое количество поездок (стоимость одной обещают оставить равной 1,5 гривны). Передние и задние двери пассажирского транспорта будут оснащены турникетами, следовательно попасть в салон можно будет по принципу метро - подняв магнитную карточку к «считывателю». Средняя дверь будет работать только для выхода пассажиров.

Сергей Литвинов уверяет, что для такого нововведения подготовились основательно: даже закуплено полсотни терминалов для пополнения карточек, которые разместят на остановках. Для льготников предусмотрены соцкарточки, которые не пополняются - владелец может ездить бесплатно.

Новые турникеты для старых трамваев

Следует заметить, что такая инициатива вообще не новость для Киева. Еще в 2008 году бывший председатель КГГА Леонид Черновецкий подписал распоряжение о внедрении автоматизированной системы оплаты проезда с карточками и турникетами. Тогда, согласно программе «Социально-транспортная карточка киевлянина», предусматривалось введение магнитных карт в метрополитене и наземном транспорте. Их первую тысячу планировали дать пенсионерам и студентам, а к 2009 году полностью завершить работу по «карточным внедрением». Однако, как видим, магнитные карточки появились только для проезда в метрополитене, а «автобусно-троллейбус-трамвайных» до сих пор не видели. Возможно, и на счастье.

Интересный факт: на днях на пресс-конференции начальник Главного управления транспорта и связи КГГА Евгений Водовозов заявил, что «киевские троллейбусы и автобусы находятся в катастрофическом состоянии». Вовремя отметив, что о закупке новых говорить пока не приходится - дорого. Относительно трамваев я вообще молчу - 90% их состава износились несколько десятилетий назад, - сказал господин Водовозов. - Но Киеву дешевле сделать капремонт существующего, а не покупать новый транспорт - это словно игры для девочек поцелуи, когда парень хочет поцеловать девочку, а та все время от него убегает.

А теперь попробуем понять логику заместителя гендиректора "Киевпастранса" Сергея Литвинова, который так активно «продвигает» идею КГГА: в автобусы и троллейбусы «катастрофического положения» установят новые турникеты за средства, которые можно было бы потратить на ремонт. А учитывая то, что «Киевпасстранс» не предоставил информации относительно средств, которые потратили на закупку необходимого оборудования - закрадывается мысль, что имели или будут иметь место традиционные «откаты».

Однако все же примерную стоимость установки турникетов подсчитать несложно. На официальном сайте «Киевпастранса» находим сведения о подвижной состав предприятия: «Ежедневно на маршруты выходят 1100 автобусов различной вместимости, 415 троллейбусов и 325 трамваев». Добавляем их количество, умножаем на две двери, где установят, и на стоимость двух турникетов. Цены находим на сайтах предприятий, которые их реализуют. Стоимость одного турникета-трипода - от 8 650 (самый дешевый харьковского производства «Спецавтоматика») до 19 680 гривен (киевской компании «Системные коммуникации»). Исходя из этого, можно предположить, что только на установку этих контроллеров «Киевпастранс» потратил сумму между 63 и 145 миллионов гривен. Она увеличится в несколько раз, если сюда прибавить расходы на установку, а также на установление пунктов для пополнения карт, их разработку и прочее.

Опыт Москвы

Между тем в соседней Москве, на политику которой с ожесточенной верностью равняется наша власть, турникеты, установленные в автобусах и троллейбусах «белокаменной», начали снимать.

В 2002 московские власти на них потратила 40 миллионов долларов, пытаясь организовать толпы на остановках и повысить доходы коммунальных транспортных предприятий. Сначала у людей по «новинки» был определенный скепсис: казалось, не будут пассажиры заходить через единые передние двери для входа с «рогами» и валидатором, а продолжать прыгать через средние и задние. Но водители пристально следили за этим и по радио предлагали нарушителям выйти обратно на улицу и зайти как следует, иначе транспорт дальше не поедет. Так система заработала. Преимущества АСКП сразу почувствовали перевозчики и пенсионеры. Первые - потому что стали получать больше доходов (зарплата водителя автобуса существенно поднялась - до 50 тысяч рублей, то есть 12, 5 тысяч гривен), вторые - потому что без проблем могли попасть на «сидячее место». Однако время, затраченное на проезд автобуса маршрутом, увеличивался вдвое - люди по полчаса ждали своей очереди, создавая длинные колонны.

И вот в конце ноября российские СМИ сообщили: департамент московского транспорта решил турникеты поснимать, ибо они являются причиной заторов на дорогах. Теперь выделяются деньги на ликвидацию «автоматических контроллеров» в московских автобусах и троллейбусах. Вместо них пассажиров снова будет «обилечивать» кондуктор.

Почему на этот неудачный опыт соседей, из которых во всем берут пример, не взвесили в Киеве, не понятно.

Мнением специалистов-транспортников проигнорировали

Интересно, что о транспортной «новинке»-2011 не знают сами транспортники. К кафедры транспортных систем и безопасности дорожного движения Национального транспортного университета, которая является единственной подобной в Киеве, никто с вопросом рассмотрения или согласования этого проекта от КГГА не обращался. Заведующий кафедрой, почетный автотранспортник Украине, автор закона «Об автомобильных дорогах» Владимир Полищук, с согласования которого раньше происходила большинство пертурбаций в транспортной системе Киева, с замыслом столичной власти даже не был ознакомлен. «Я не знаю об этом, мне ничего не известно», - коротко ответил профессор. «Если Владимир Петрович не в курсе, если с ним этот вопрос не согласовывали - то уверяю, никто из нашего университета участия в разработке проекта не брал, никаких расчетов не проводил», - отмечает доцент кафедры проектирования дорог Анна Хомяк.