Метро - на коммерческие рельсы

СМС на телефон
безкоштовні SMS на телефони
Всі новини
архів новин мобільних операторів

Кабмин хочет продать Киевский метрополитен в частные руки.


Метро - на коммерческие рельсы

Кабмин хочет продать Киевский метрополитен в частные руки.

Министерство экономики вынашивает планы по приватизации КП «Киевский метрополитен». Разработанный министерством законопроект позволит, кроме подземки, продавать теплоэлектростанции и имущественные комплексы предприятий аварийной промышленности. Такие изменения планируется внести в Закон Украины «О приватизации государственного имущества». Что будет со столичным метро и чего ждать киевлянам после продажи этого предприятия-гиганта, я поинтересовалась у профессиональных экспертов.

Известный экономист, президент Центра экономического развития Александр Пасхавер считает продажу метрополитена как минимум несвоевременным, особенно в нынешних политических обстоятельствах. По его мнению, в стране с высоким уровнем коррупции такие действия нежелательны: «Как человек, который 20 лет занимается приватизацией, могу сказать, что в коррупционной стране такие объекты, как метрополитен, редко находятся в частной собственности. Хотя такое тоже возможно. В странах, где коррупция низкая, такие важные предприятия имеют монопольные рынки. Потому что государство может установить режим контроля за естественной монополией, и все риски компенсирован. В Украине, на мой взгляд, такие объекты не должны приватизироваться. Мне непонятно, например, для чего продавать водопроводы. Это опасно и несвоевременно. Но это мое личное мнение».

Председатель комитета экономистов Украины, автор книги «Как поднять украинскую экономику» Андрей Новак, кроме невозможности контролировать государством действия частного собственника подземки, видит еще и другие риски, в частности, повышение цены за проезд: «Стоимость проезда в таких обстоятельствах может вырасти даже сейчас, когда предприятие коммунальное. Но если «подземку» приватизируют - повышение будет более резким. Владелец хотеть сделать метро окупаемым и самоприбутковим». Желание властей продать предприятие Андрей Новак объясняет просто: это «один из хаотических движений правительства, чтобы наполнить бюджет». «Очевидно, Кабмин не находит источников для наполнения государственной казны, кроме внешних кредитов и продажи коммунального имущества, - отмечает эксперт. - В доходной части бюджета-2010 предусмотрено получение 10 миллиардов от продажи государственных объектов. Очевидно, по результатам предыдущих кварталов работы правительства к этой сумме еще далеко, план пока не выполнен». По словам господина Новака, странными кажутся и разговоры об убыточности и нерентабельности метро, потому столица Украины всегда была городом-донором, и дотации для метрополитена находили. Очевидно, неэффективно работает государственный менеджмент, который вообще трудно идентифицировать, ведь чем сейчас занимается легитимный мэр - не понятно.

Между тем группа депутатов Киевсовета обратилась к Верховной Раде с просьбой не поддерживать разработанный Минэкономики законопроект о выставлении на продажу метрополитенов. Ведь, мол, мы можем получить такую же ситуацию, как, например, с ОАО АК «Киевводоканал», когда «мы только слышим о необходимости повышения тарифов или компенсации из бюджета и не видим, на что эти деньги тратят, ведь качество воды в Киеве , мягко говоря, оставляет желать лучшего», - говорится в заявлении депутатов.

Разговоры о возможной продаже КП «Киевский метрополитен» начались еще два года назад. Депутат Верховной Рады бютовец Владимир Бондаренко на страницах газеты «24» выразил обеспокоенность относительно возможности такой перспективы и обвинил в этом депутатов Киевсовета, которые уже якобы были готовы пойти на такой шаг. Тогдашний руководитель КП «Киевский метрополитен» Петр Мирошников за несколько дней в том же издании ему ответил, что «приватизация метро - это сказка», и привел статью 5 того же Закона Украины «О приватизации государственного имущества», который исключал (и сейчас тоже не допускает) приватизации метрополитена. А БЮТовца Мирошников обвинил в дешевом пиаре. Однако похоже, что Бондаренко тогда частично был прав, и теперь это уже никому не покажется «сказкой»: продавать «подземку» может взяться «команда профессионалов», просто изменив законодательство и потеряв контроль над одним из крупнейших коммунальных предприятий Киева.