Шесть раз отмеряли - результат тот же

СМС на смартфон
безкоштовні SMS на смартфони
Всі новини
архів новин мобільних операторів

Во втором туре экзит-полы показали похожие итоги


Шесть раз отмеряли - результат тот же

Во втором туре экзит-полы показали похожие итоги.

Во время второго тура выборов проводилось сразу шесть экзит-полов. Такое количество - это определенный перегиб демократии. И все же стоит подчеркнуть как позитив тот факт, что все без исключения опросы показали приблизительно одинаковый результат : во-первых, они демонстрируют победу Виктора Януковича, во-вторых, разница между показателями кандидатов, по данным разных контор, не превышает 1,5%. "Это большая точность", - отметила научный руководитель Фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина.

Состоянием на вчерашние ободья (когда в Центризбиркоме было проработано 98,5% бюллетеней) наиболее близкими к официальным результатам выглядели данные Национального экзит-полу, что проводили Фонд "Демократические инициативы", Киевский международный институт социологии и Центр Разумкова, а также исследование, которое проводилось на заказ "Шустер студио".

Согласно Национальному экзит-полу, во втором туре за Виктора Януковича проголосовало 48,5 процента избирателей, а за Юлию Тимошенко - 45,7%; "против всех" - 5,6%. Было опрошено 16 332 респондентов на 300 избирательных участках; общая погрешность не превышает 2,5%.

Следует отметить, что в первом туре данные Национального экзит-полу как раз наоборот дали наибольший крен в сторону, сравнительно с официальными итогами. Перед вторым туром социологи рассуждали над тем, чтобы изменить методологию опроса. Но технологию оставили неизменной: интервьюеры опрашивали каждого шестого избирателя на выбранных участках.

"Эта методика более тонка, она не связана с озиранием на явку: она сама и "контролирует" явку, - отметила в комментарии Ирина Бекешкина. - В первом туре мы не могли полноценно применить эту методику. В этот раз на участках работало по трех интервьюеров, а в прошлый раз - по два". Госпожа Ирина говорит, что 17 января социологи не успевали опросить каждого шестого, особенно в городах средних размеров (не в областных центрах). "У нас вышел недобор по городам. В первую очередь это касается Востока и Юга", - объяснила Бекешкина.

Еще один шаг до точности - во втором туре социологи выполнили план по количества охваченных участков : интервьюеры работали на 300 ДВК, а в первом туре через недофинансирование их количество пришлось сократить до 240. В этот раз проблем с деньгами не было.

Студия Шустера применяла похожую методику опроса, что и социологи Национального экзит-полу. По данным исследования "Шустер студио", Виктор Янукович получил поддержку 48,7% избирателей, а Юлия Тимошенко - 45,6% ("против всех" - 5,7%). Было опрошено 20 000 лиц на 350 участках.

Телеканал "Интер", который заказывал экзит-пол и в первом туре, в этот раз решил провести.. аж два! Опрос Центра социальных и маркетинговых исследований "Социс" выявил в Януковича 49,6%, а в Тимошенко - 44,5% (против всех - 5,9%). Даны экзит-полу фонда "Общественное мнение" ("ФОМ") и Ukrainian Sociology Service Il lavoro su Internet продемонстрировали похожие результаты: у Януковича - 49,7%, у Тимошенко - 44,6%, не поддержали ни одного кандидата - 5,6%. В первом туре эти три конторы работали на один экзит-пол. Что же касается репрезентативности, то "Социс" опросил 20 тысяч избирателей больше чем на 600 участках, а дуэт "ФОМ" и USS - 15 тысяч респондентов на 300 ДВК.

Опрос на выходе из участков заказывал еще один телеканал - ICTV. По данным исследования, что провела социологическая компания GFK, Виктор Янукович набрал 49,3%, а Юлия Тимошенко - 45,3%. Все опрошено 21 635 избирателей.

Шестой экзит-пол проводила компания Research & Branding Group. Как всегда бывают в R&B-новини, Янукович преобладает больше всего и почти перевалил за 50-процентный барьер. За Тимошенко проголосовали 44,8%. Все было опрошено 10 000 избирателей на 500 участках.