Спасти киноклассику

СМС на смартфон
безкоштовні SMS на смартфони
Всі новини
архів новин мобільних операторів

На киностудии Довженко работает сканер, способный возобновить фильмы Довженко и Параджанова.


Спасти киноклассику

На киностудии Довженко работает сканер, способный возобновить фильмы Довженко и Параджанова.

В прошлом году в кинотеатре "Октябрь" показывали ретроспективу фильмов Сергея Параджанова. Стоит сознаться, ощущение было довольно странным, когда на большом экране "Цвет граната" наполовину терял эстетику, которую улавливаешь, пересматривая на DVD хотя и пиратские копии. Если качество фильма в кинотеатре можно оправдать, принимая во внимание старость кинопленки, то шумы и потрескивания при пересмотре украинской киноклассики на телевидении крайне огорчают. Дирекции Национальной киностудии художественных фильмов им. О. Довженко по этому поводу спала гениальная мысль - а что, если купить высокотехнологичный немецкий сканер и на его основе открыть центр цифрового возобновления фильмов.

Сканер купили в декабре прошлого года и в одном из цехов киностудии торжественно открыли Digital Intermedia, что в переводе означает "Центр цифрового возобновления фильмов". Чудо техники - Arriscann - стоило в 1 млн. евро : 30 процентов средств поступило из госбюджета, остальные расходы киностудия покрыла из собственных оборотных средств. Дебютным фильмом, который реставрировали и сделали, как заверили в центре, безукоризненную цифровую копию, стал "Каминный крест" Леонида Осики в 1968 году (оценить воскресший из киноархива "Каминный крест" можно будет 19 марта в Доме кино). Как работается с суперкрутым сканером, каким следующим фильмам повезут обновиться и сколько стоит такая роскошь - решила узнать непосредственно в Центре цифрового возобновления фильмов на киностудии Довженко.

Arri боится пыли и компьютеров

Лабиринты киностудии ведут к центру, где установлено Arriscann. Начальник цеха киносъемочной техники Юрий Нечепуренко берется представлять Digital Intermedia. Сначала показывает конференц-зал, где будут обсуждать после пересмотра отреставрированные фильмы: в зале стульев еще нет. В комнате, где стоит новенький американский проектор, не установлен экран. "Мы только начали работу. Проектор купили вместе со сканером - он единственный в Киеве. Экран только заказали, - начинает экскурсию Нечепуренко. - У нас технология закрытого цикла. На сканере Arri делаем цифровую версию того, которое есть на кинопленке. Один в один. Со всеми царапинами, бледностью цвета, звуковыми изъянами. В другом подразделении работают со звуком, с изображением, но уже на цифровом носителе. Когда работа во всех подразделениях завершена, результаты "сливают" в центр. Здесь, рядом со сканером, на специальном компьютере мы сочетаем звук с изображением. После чего будем показывать критикам, режиссерам, журналистам не на кинопленке, а на видео".

В Центре цифрового возобновления фильмов сканеру принадлежит отдельный кабинет. За закрытыми дверями большая машина стоит одна-одинешенька. "Сканер боится пыли. Другой техники ему не нужно. Заходить надо в бахилах. Температура должна колебаться в рамках +20 С", - рапортует Нечепуренко. Непосредственно со сканером работают двое работников: Александр Винник и Евгений Филипенко. "Каминный крест" на цифровой носитель перегоняли 15 дней. "Сканер - это первый этап реставрации фильма, - Александр Винник включает Arri. - Негатив или позитив кинопленки наматываем на первую бобину сканера. В то время, когда она перегоняющаяся на друге, посредине сканирующаяся. Вся информация записывается на компьютер, который стоит в соседнем кабинете. Рядом со сканером лучше технику не включать: машина может перегреться. Да и шумно очень, работать было бы трудно".

Чтобы продемонстрировать, как сканирует Arri, Винник запускает контрольную кинопленку, которую передали из Германии в комплекте со сканером. Закрывает бобины и выходит из кабинета. Через несколько секунд на мониторе появляются первые кадры. "Записывается все, как есть на кинопленке. Эти все знаки, черточки и символы, которые появляются рядом с изображением, показывают, что сканирование деталей проходит хорошо. Мы можем из пленки вытянуть максимум. Такого сканера в Украине не было и больше нет. Это единственная машина, которая позволяет воссоздать цифровой вариант в НD формате для показов в кинотеатрах", - говорит Евгений Филипенко.

В возобновлении нуждается половина фильмофонда Украины

Фильмовые материалы "Каминного креста" заказывали в Национальном центре Александра Довженко. По словам ребят, этот фильм хорошо сохранился. Есть небольшие царапины, которые в цифровом варианте с помощью специальных программ легко зарисовать. Кинопленку в таком состоянии, в котором передали на киностудию, повернут в фильмофонд, а возобновленный "Каминный крест" растиражируют на цифровых носителях.

Нечепуренко заверяет, что цифровую копию можно сделать из любой кинопленки. "Такой, которую не удается сканировать, мы не встречали. Я был в Москве. Там есть три высокотехнологичных сканера, купленных 15 лет тому. В киноархиве "Белые Столбы" Arri работает круглосуточно. У нас новейшая модель, а заказов от Минкульту нет", - рассказывает Нечепуренко.

В Национальном центре Александра Довженко, где хранится большой архив фильмов, говорят, что в них нет кинопленок плохого качества. "Есть фильмы, которые очень трудно возобновить, : грибок, но это единицы. Дыр ни одна не имеет! - объясняет Ирина Клименко, заместитель директора из архивной работы. - Когда кинопленка стара - тогда цвет выцветает, появляется звук с шумами и потрескиваниями. Поэтому половину фильмов требовалось бы возобновить в цифровом формате". В Центре Довженко хранится киноархив киностудии Довженко - это почти 1000 фильмов, еще столько же - из Одесской киностудии и частных коллекций. Последние три года картины в фильмофонд сдают в двух вариантах: если снимают на кинопленку, сразу оцифровывают. Эти фильмы возобновления не требуют.

Наилучший, но не единственный

Первая попытка оцифровать украинское кинонаследство была осуществлена в 2006 году. Тогда Министерство культуры и Национальный центр Александра Довженко заказали подарочное 10-дисковое издание "Кинонаследство Александра Довженко" : все фильмы классика перегнали на цифру, реставрировали изображение и звук. Выпустили всего 1000 комплектов, которые распространили в музеях и дипломатических представительствах. "Украинская DVD - компания", которая занималась этим изданием, тираж не расширяла. Как заверил Юрий Нечепуренко, качество тех фильмов в пять раз ниже качества версий, которые делают в Digital Intermedia. И в кинотеатре их, мол, также не покажешь. Однако убедиться в достоверности этого утверждения нам не удалось: "Кинонаследство Александра Довженко" у продажи мы не нашли.

Интересно, что полторы года в Киеве существует центр, который оказывает аналогичные услуги по оцифровке кинопленки, - "Постпродакшн студия Соndor Digital". Днями там возобновили старый документальный фильм для показа на телевидении. Хотя такие заказы студия получает нечасто, по большей части работает с клипами и рекламными роликами. "Мы слышали о сканере на киностудии Довженко. У нас есть похожий сканер Spirit, делаем все те же услуги, что Arri. Только в кинотеатре нашего видео не покажешь", - заверили в Соndor Digital. Цифровая обработка кинопленки фильма длительностью 90 минут на студии стоит 11 тис. грн. Процесс длится всего четыре часа. Дольше будут реставрировать изображение, звук и будут делать цветокоррекцию.

В советские времена, когда о цифровом формате фильма даже не догадывались, кинопленку все равно умудрялись реставрировать. Возобновляли так называемой системой комбинированных кадров. Для этого нужно было иметь негатив. Его вкладывали в определенную систему, тогда оператор переснимал по кадру изо дня в день. В этом процессе терялось качество изображения, возобновить цвет было невозможно, а царапины зарисовывали на кинопленке.